Регистрация
Иной взгляд на вопросы здоровья, красоты, беременности, родов, воспитания детей. Для тех, кто ищет и умеет видеть альтернативу.

РАСпрекрасные дети: аутизм и его сущность

Photo by Melissa Walker Horn on Unsplash

Еще 20 лет назад мало кто имел представление о том, что такое аутизм. В наши дни практически каждый человек хоть раз в жизни встречался с аутичным ребенком – в своей семье или ближнем кругу; в садике или школе.

Говорят об эпидемии аутизма в мире, ведь болен по меньшей мере каждый 67-й житель планеты. В то же время ученые теряются в догадках о причинах и механизмах развития этого феномена.

Нет единой концепции и четкого протокола лечения, да и коррекции это состояние поддается очень слабо.

В этом цикле статей мы поговорим о сути и предполагаемых причинах развития раннего детского аутизма и близких к нему состояний, а также о возможных путях выхода – с опорой на реальный опыт восстановления детей-аутистов.  

Что такое аутизм?

Ранний детский аутизм или синдром Каннера возникает вследствие неправильного развития головного мозга. Это расстройство, для которого характерны очевидный дефицит и нарушения социального взаимодействия и общения. Психокомплекс аутизма дополняют ограниченные интересы и повторяющиеся действия. 

Проявляются эти особенности в возрасте до 3-х лет. Если расстройства выражены в более мягкой форме, наблюдается неполный комплекс симптомов, говорят об атипичном аутизме или расстройствах аутистического спектра (РАС). Именно последние захватили пальму первенства в мире. Часто родители отмечают, что до определенного возраста их дети развивались нормально. Регресс обычно наступает в возрасте 1,8 года и сопряжен он с определенными обстоятельствами в жизни ребенка. О них мы поговорим позже.

В самом раннем возрасте аутичный ребенок может неадекватно реагировать на дискомфорт, слишком бурно отвечать на слабые звуки и малейшие изменения в окружающей среде, но в недостаточной степени отзываться на сильные раздражители.

Такие дети эмоционально инертны. Даже “комплекс оживления” у аутенка отличается от поведения нормотипичного ребенка: он слабо реагирует на появление взрослого, обращенную речь, редко улыбается, избегает смотреть в глаза, но может очень активно воспринимать неодушевленный предмет, например, игрушку. 

Главные признаки аутизма

1. Дефицит социальных взаимодействий, нарушения социального общения

Аутист испытывает недостаток эмпатии – способности понимать чувства других людей, сопереживать, оказать поддержку или сочувствие. Многим аутистам не удается распознать эмоции, сконцентрироваться на лицах, запомнить их. Это существенно затрудняет социальное взаимодействие. Аутисту сложно понять социальную обстановку, в которой он находится, поэтому его поведение кажется окружающим странным. Ему не по плечу ролевые игры, ведь они всегда связаны с социальным взаимодействием.

Также аутисты испытывают проблему самоидентификации, поэтому часто нарушают личное пространство других людей, говорят о себе от третьего лица, не отзываются на свое имя, манипулируют чужой рукой.

По всей вероятности, у аутистов страдает работа зеркальных нейронов, поэтому им трудно подражать деятельности других – а это один из главных механизмов обучения.

Photo by Zahra Amiri on Unsplash

Частые истерики и неконтролируемое поведение – вплоть до агрессии и самоагрессии – проистекают от невозможности адекватно выразить свое состояние, настроение, желания; и причина тут не только в скудости речи, а и в трудностях самоидентификации, самоанализа и анализа социальной ситуации.

В то же время ошибочно утверждение, что аутист нуждается в одиночестве. Они привязываются к людям, оказывающим им поддержку. А одиночество их обусловлено больше вышеперечисленными проблемами социального взаимодействия. Им реально ТРУДНО найти свой круг общения. К тому же повышенная реакция на внешние раздражители истощает их силы, выводит из равновесия.

2. Ограниченность интересов и повторяющиеся действия

Описывая эти особенности аутистического поведения, необходимо упомянуть: 

  • Стереотипии – повтор с виду бесцельных немотивированных действий: раскачиваний, взмахов руками, вращений… На самом деле для аутиста эти движения имеют огромное значение. Они помогают снизить градус тревоги, систематизировать мысли, сконцентрироваться, «поймать энергетический поток».
  • Компульсивное поведение как набор неких правил, например, расположение предметов в определенном порядке. Так ребенок-аутист может рядами выстраивать машинки в четкой последовательности, по определенной системе. 
  • Соблюдение ритуалов – повседневные занятия, маршруты имеют четкую последовательность, любое отклонение от программы выводит аутиста из себя. Вероятно, строгое следование плану существенно облегчает жизнь человеку, для которого социум – нечто непостижимое и непредсказуемое. Аутисты открыто заявляют об алгоритмичности своего мышления. Поэтому составление планов, графиков, диаграмм может существенно облегчить им обучение. 
  • «Зацикленности» на определенных темах, предметах, фразах. Эта особенность у высокофункциональных аутистов ведет с савантизму – выдающимся способностям в одной или нескольких областях знаний на фоне видимой общей ограниченности личности. Стоит вспомнить героя фильма «Человек дождя».

Photo by Susan Holt Simpson on Unsplash

Дополнительными признаками, позволяющими выявить аутизм у детей, являются:

  • Отсутствие или ослабление глазного контакта.
  • Отсутствие указательного жеста.
  • Потребность производить действия “чужой рукой”.
  • Избирательность в пище.
  • Отсутствие или скудность речи, грамматические ошибки в построении фраз.
  • Эхолалия – навязчивое повторение звуков, слов, фраз.
  • Агрессия, в том числе аутоагрессия.
  • Проблемы с самоконтролем.
  • Гиперактивность и дефицит концентрации внимания.
  • Проблемы с обучаемостью.
  • Высокая чувствительность к звукам.
  • Нарушения в работе ЖКТ (упорные запоры или поносы, нарушение ферментации и переваривания пищи).
  • Проблемы со сном.

В этой статье мы перечислили основные симптомы и признаки, позволяющие диагностировать ранний детский аутизм и РАС, а также обсудили значение некоторых поведенческих особенностей для аутиста. Наша следующая статья будет посвящена изучению причин развития аутизма и подобных ему состояний.

Справиться со многими психологическими проблемами и физическими недугами у таких детей вы можете с помощью гомеопатии.

Если вас волнуют проблемы сохранения здоровья без химических препаратов и их побочных действий, ознакомьтесь с нашим курсом «Гомеопатия для каждой мамы».


Перейти к онлайн-курсу

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Альфагомеопатия Контакты:
Адрес: Порядковый переулок, 21 Москва,
Телефон:8 (925) 772-80-84,