Еще 20 лет назад мало кто имел представление о том, что такое аутизм. В наши дни практически каждый человек хоть раз в жизни встречался с аутичным ребенком – в своей семье или ближнем кругу; в садике или школе.
Говорят об эпидемии аутизма в мире, ведь болен по меньшей мере каждый 67-й житель планеты. В то же время ученые теряются в догадках о причинах и механизмах развития этого феномена.
Нет единой концепции и четкого протокола лечения, да и коррекции это состояние поддается очень слабо.
В этом цикле статей мы поговорим о сути и предполагаемых причинах развития раннего детского аутизма и близких к нему состояний, а также о возможных путях выхода – с опорой на реальный опыт восстановления детей-аутистов.
Ранний детский аутизм или синдром Каннера возникает вследствие неправильного развития головного мозга. Это расстройство, для которого характерны очевидный дефицит и нарушения социального взаимодействия и общения. Психокомплекс аутизма дополняют ограниченные интересы и повторяющиеся действия.
Проявляются эти особенности в возрасте до 3-х лет. Если расстройства выражены в более мягкой форме, наблюдается неполный комплекс симптомов, говорят об атипичном аутизме или расстройствах аутистического спектра (РАС). Именно последние захватили пальму первенства в мире. Часто родители отмечают, что до определенного возраста их дети развивались нормально. Регресс обычно наступает в возрасте 1,8 года и сопряжен он с определенными обстоятельствами в жизни ребенка. О них мы поговорим позже.
В самом раннем возрасте аутичный ребенок может неадекватно реагировать на дискомфорт, слишком бурно отвечать на слабые звуки и малейшие изменения в окружающей среде, но в недостаточной степени отзываться на сильные раздражители.
Такие дети эмоционально инертны. Даже “комплекс оживления” у аутенка отличается от поведения нормотипичного ребенка: он слабо реагирует на появление взрослого, обращенную речь, редко улыбается, избегает смотреть в глаза, но может очень активно воспринимать неодушевленный предмет, например, игрушку.
1. Дефицит социальных взаимодействий, нарушения социального общения
Аутист испытывает недостаток эмпатии – способности понимать чувства других людей, сопереживать, оказать поддержку или сочувствие. Многим аутистам не удается распознать эмоции, сконцентрироваться на лицах, запомнить их. Это существенно затрудняет социальное взаимодействие. Аутисту сложно понять социальную обстановку, в которой он находится, поэтому его поведение кажется окружающим странным. Ему не по плечу ролевые игры, ведь они всегда связаны с социальным взаимодействием.
Также аутисты испытывают проблему самоидентификации, поэтому часто нарушают личное пространство других людей, говорят о себе от третьего лица, не отзываются на свое имя, манипулируют чужой рукой.
По всей вероятности, у аутистов страдает работа зеркальных нейронов, поэтому им трудно подражать деятельности других – а это один из главных механизмов обучения.
Частые истерики и неконтролируемое поведение – вплоть до агрессии и самоагрессии – проистекают от невозможности адекватно выразить свое состояние, настроение, желания; и причина тут не только в скудости речи, а и в трудностях самоидентификации, самоанализа и анализа социальной ситуации.
В то же время ошибочно утверждение, что аутист нуждается в одиночестве. Они привязываются к людям, оказывающим им поддержку. А одиночество их обусловлено больше вышеперечисленными проблемами социального взаимодействия. Им реально ТРУДНО найти свой круг общения. К тому же повышенная реакция на внешние раздражители истощает их силы, выводит из равновесия.
2. Ограниченность интересов и повторяющиеся действия
Описывая эти особенности аутистического поведения, необходимо упомянуть:
Дополнительными признаками, позволяющими выявить аутизм у детей, являются:
В этой статье мы перечислили основные симптомы и признаки, позволяющие диагностировать ранний детский аутизм и РАС, а также обсудили значение некоторых поведенческих особенностей для аутиста. Наша следующая статья будет посвящена изучению причин развития аутизма и подобных ему состояний.
Справиться со многими психологическими проблемами и физическими недугами у таких детей вы можете с помощью гомеопатии.
Если вас волнуют проблемы сохранения здоровья без химических препаратов и их побочных действий, ознакомьтесь с нашим курсом «Гомеопатия для каждой мамы».