Сегодня мы продолжим говорить о человеческих пороках. Данная статья посвящается теме жадности и скупости. В церковной практике эти состояния считаются греховными и носят название мшелоимство. Мы рассмотрим наиболее «жадные» и «скупые» гомеопатические типы и проанализируем движущие ими мотивы.
В Реперториуме Дж. Т. Кента жадность и скупость объединены в одну рубрику:
Психика/Скупость: ARS., bry., calc., calc-f., cina, coloc., Lyc., meli., nat.-c., PULS., rheum., Sep.
Рубрика не очень большая, и главные препараты в ней – Arsenicum album, Lycopodium clavatum, Pulsatilla pratensis и Sepia officinalis.
Кто хоть немного знаком с гомеопатией, может испытать недоумение: как могли такие разные препараты объединиться в одну рубрику? Дело в том, что понятия «жадность» и «скупость» следует разграничивать.
Жадность – это выраженное (иногда даже агрессивное) стремление человека обладать материальными и нематериальными ценностями, присваивать себе чужое. Она проявляется в виде накопительства, нежелания делиться, страха потерять накопленное. Жадностью движет агрессия.
Скупость – это чрезмерная бережливость, нежелание тратить накопленные средства, расставаться с имуществом. Скупостью движет чувство страха.
Наши препараты условно можно разделить на «жадные» и «скупые». Тогда все становится на свои места.
Итак, приступим к изучению Материя Медика.
Представитель типа Арсеникум альбум – это жадный собиратель, патологический «коллекционер». И хотя мы используем слово «жадный», речь в этом случае идет, скорее, о скупости. Чрезмерная скупость Арсеникума проистекает из страха.
Главный нерв препарата Арсеникум – это ощущение незащищенности, происходящее из собственной слабости. Арсеникум чувствует себя уязвимым и беззащитным в угрожающем, враждебном мире. Высшей степенью незащищенности для него является смерть. Человек-Арсеникум настолько боится смерти, что не может в этом признаться даже самому себе. Он прячет страх смерти под иными масками. Это страх заболеть раком, потому что рак – смертельное, неизлечимое заболевание. Он не просто боится заболеть в будущем, он уверен, что у него уже имеется онкология. Никакие врачи и обследования не могут его в этом разубедить.
Тревога Арсеникума о своем здоровье переходит все разумные пределы. «Причем же тут скупость?» – спросите вы. Просто Арсеникум верит, что накопленные материальные блага помогут ему выжить и «купить» себе здоровье, отсрочив пугающую смерть.
Поскольку материальное благосостояние – это ресурс для сохранения здоровья, Арсеникум очень боится потерять свои сбережения. У него есть страхи бедности и грабителей, которые усиливаются с полуночи до 2 часов ночи. Все страхи этого препарата сопровождаются двигательным беспокойством, и неуемный Арсеникум отправляется в ночной дозор по дому, проверяя, крепко ли заперты двери и окна.
Для Арсеникума крайне важен порядок в мелочах, ведь рак – это отсутствие порядка и контроля. Поэтому человек-Арсеникум хранит всякую мелочь в специально отведенном месте в образцовом порядке: «Когда-нибудь она мне пригодится. И вот она – под рукой и в прекрасном состоянии». Такой типаж очень тяжело расстается с вещами.
В случаях крайней патологии идея порядка уступает стяжательству – Арсеникум тащит в дом разный хлам (на всякий случай), превращая свое жилище в склад ненужных вещей или помойку. Старики с синдромом Плюшкина часто нуждаются именно в Арсеникум альбум.
В отношениях с другими людьми Арсеникум эгоистичен. Но это эгоизм слабого человека. Он ждет поддержки и внимания окружающих, ему лучше в обществе. К родне и друзьям пациент-Арсеникум относится подозрительно, так как уверен, что от него хотят только денег или присвоения его имущества. Он может проявлять тревогу о здоровье близких людей, если от них зависит его благосостояние.
Если ваш пациент совмещает педантичность, скупость и чувство незащищенности, подумайте об Арсеникум альбум.
Ликоподиума отличает агрессивная жадность, которая была бы гораздо очевиднее, если бы он не был так труслив и осторожен. Представителем этого типа движет тщеславие и честолюбие. Он метит в Наполеоны, с опаской поглядывая по сторонам. Высокий социальный статус имеет чрезвычайное значение для Ликоподиума, на этот алтарь он готов положить все свое существо.
Патологическое честолюбие в случае Ликоподиум носит компенсаторный характер. В глубине души человек-Ликоподиум ощущает собственную несостоятельность и слабость. Он очень боится, что окружающие узнают об этих тайных «пороках», и прилагает огромные усилия, чтобы избежать огласки. В противовес он раздувает свое эго бравадами и бахвальством, демонстрацией высокого социального положения (даже при скромных доходах).
Деньги, дорогие качественные вещи – лишь средство достижения и несомненное подтверждение статуса своего владельца. К ним Ликоподиум стремится с усердием, обретая желаемое трудом, лестью, полезными связями.
Обладая недюжинными аналитическими способностями, человек-Ликоподиум старается обернуть в свою пользу любую ситуацию. При этом он проявляет осторожность, являясь «серым» кардиналом многих проектов. Поведение Ликоподиума вполне отражает смысл поговорок «Семь раз отмерь, один отрежь» и «Нормальные герои всегда идут в обход».
Жадность Ликоподиума прослеживается во всем. На физическом уровне она проявляется в волчьем аппетите и поспешности, с которой он поглощает пищу; на эмоциональном – в сухости проявления нежных чувств. В социальном аспекте Ликоподиум может быть скупым и мелочным.
Этот гомеопатический тип имеет сложности в социальных отношениях. С одной стороны, он избегает общения с незнакомыми людьми и посещения новых мест. Присутствует страх людей. Но, с другой стороны, Ликоподиум боится одиночества. Оптимальный вариант для него – присутствие близкого человека в соседней комнате.
Ликоподиум долго выбирает спутницу жизни и останавливает свой выбор либо на зрелой женщине с высоким социальным статусом, либо на бедной девушке. Так он удовлетворяет свою потребность во всеобщем восхищении, почитании и благодарности.
Такой типаж всегда и во всем предвидит подвох, поэтому расщедрится на подарок только будучи убежденным в ответных чувствах одариваемого. Сам же, принимая подарки и благодарность, может прослезиться из-за присущей ему сентиментальности.
Пульсатиллу сложно назвать практичной и прагматичной. Этими качествами обладают лишь отдельные представительницы этого типа. Зато практически каждой Пульсатилле свойственна неслыханная жадность. Но это жадность особого рода.
Подобно весеннему цветку, жадно поглощающему талые воды, Пульсатилла имеет неуемный аппетит к жизни. Ощущая свою слабость в этом грубом мире, Пульсатилла стремится окружить себя надежными людьми, которые дали бы ей точку опоры. Она постоянно требует внимания, участия и ласки – в этом она не знает меры. Если часть предназначенного ей внимания уделяется кому-то еще, Пульсатилла проявляет ревность и зависть, может закатить сцену или начать манипулировать чувством вины. Это образец потребительского отношения к людям.
Точно так же Пульсатилла относится к деньгам. Она их не считает: стоит ли снисходить до такой скуки на дивном празднике жизни? С одной оговоркой – если это не ее деньги. Пульсатилла беззастенчиво принимает чужие деньги, как и чувства. Она будто не понимает их цену и даже способна пристраститься к азартным играм. В этом она подобна ребенку. Кто-то же должен о ней позаботиться, это так естественно! Пульсатилла имеет делюзию, что она одинока, одна в целом мире. Кто-то же должен ее поддержать и заплатить за эту боль?!
Пульсатилле свойственны страх бедности или потери работы (бизнеса). При этом она, как правило, не способна к стратегическому планированию и редко занимает управляющие должности. Она любит поговорить о солидных доходах, но деньги зарабатывает с трудом.
Если Пульсатилла возжелала что-то получить, то будьте уверенны – она добьется своего. Она способна даже на ложь, интригу или кражу.
Что же касается отношений с другими людьми, Пульсатилла способна на теплые чувства, ласку и эмоции, но всегда ждет «обратную связь». Она будто бы дает в долг с тем, чтобы ей вернули сторицей. Однако, это нежное создание никогда не принимает на себя чужую боль, ограничиваясь поверхностным проявлением сочувствия. Она может пустить слезу, но едва ли станет заниматься решением вашей проблемы.
Сепия, напротив, является образцом прагматичности. Умная и ироничная, Сепия болезненно воспринимает чувство личной зависимости от кого-либо (эмоциональной или финансовой). Ей крайне важно ощущать собственную значимость, иметь собственный выбор. Она стремится к престижу, который в ее понимании заключен в триаде: приличная работа, хороший доход, всеобщее уважение. При этом Сепия разрывается между работой и домом, понимая, что чем-то придется пожертвовать. На эти переживания расходуется огромный ресурс энергии.
Страшный сон Сепии – это Сепия-домохозяйка, полностью зависимая от мужа и измотанная домашней рутиной. Оказавшись в такой ситуации, женщина-Сепия впадает в апатию, испытывает отвращение к мужу и срывается на детях.
Сепия испытывает тревогу перед будущим, поэтому для нее характерен страх бедности. Стабильность, уверенность и престиж для нее заключены в деньгах. Хороший доход, добытый личным трудом, повышает ее значимость в собственных глазах. Так Сепия закрывает свой гештальт. Она энергична, предприимчива и расчетлива. Это настоящая бизнес-леди. Однако, стремление к накопительству и удержанию средств отражается на физическом здоровье Сепии – для этого препарата характерны запоры (удержание) и желчнокаменная болезнь (накопительство).
Если вы давно увлечены гомеопатией, ждем вас на обучающей программе «Семейная гомеопатия. Уровень PRO». На этом курсе вы погрузитесь в мир гомеопатических психотипов, научитесь разбираться в мотивах и поведении людей лучше психолога. Эти знания помогут вам во взаимоотношениях с близкими.