Регистрация
Иной взгляд на вопросы здоровья, красоты, беременности, родов, воспитания детей. Для тех, кто ищет и умеет видеть альтернативу.

Как мультфильмы влияют на развитие ребенка?

Photo by Alexander Dummer on Unsplash

В эпоху информационных технологий масс-медиа захватывают все новые сферы человеческой жизни. Наши дети растут под их чутким руководством, а мы, взрослые люди, зачастую вздыхаем с облегчением, глядя, что ребенок затих перед голубым экраном. Мы выкраиваем час-полтора личного времени, но спустя время с тревогой замечаем, что наши дети перестают быть нашими.

Как просмотр медийного контента влияет на психику и сознание наших детей? Как найти разумный баланс между гармоничным развитием и реалиями нашего времени? Читаем в статье.

Советское детство

Наиболее популярным продуктом для детской аудитории являются мультипликационные фильмы. Вспомним наше советское детство. Мультика мы ждали как праздника. Мультфильмы были реалистичными, добрыми, поучительными и очень спокойными, даже монотонными. Мы свободно считывали легкоузнаваемые образы. У нас было время осмыслить видеоряд, установить причинно-следственные связи, которые были понятными и социально ориентированными.

Мультфильмы помогали советскому ребенку сформировать картину мира, устанавливали ценностные ориентиры, развивали эстетический и музыкальный вкус, а также эмоциональный и социальный интеллект, учили красивому литературному языку. Недаром сокровища советской мультипликации ценились далеко за пределами СССР.

Но несмотря на свою высокую гуманистическую ценность, мультфильмы были нечастными гостями в сетке вещания. Как вы думаете, почему?

Советские психологи знали, что дети должны проживать свое детство на кончиках пальцев, в формах, звуках, запахах, вкусах, в осознании опасности и важности дружеского плеча, в ошибках и достижениях, в традициях своей культуры – словом, в реальном мире. И оставляли детям время на развитие и взаимодействие с окружающим миром, расставляя как маячки, мудрые смыслы добрых и жизнеутверждающих мультфильмов.

Photo by Onur Binay on Unsplash

В наше время мультипликация из важного воспитательного ресурса превратилась в рыночный продукт. Мы это ощутили с приходом на наш рынок американской мультипликационной индустрии, ориентированной на развлекательность: яркие краски, быстрая смена образов, динамичная и громкая музыка. Зачастую спорные и сомнительные ценностные установки в них продвигались за счет захватывающего сюжета, от которого невозможно было оторваться. Форма сериала, позволяющая дороже продать свой продукт, заставляла надолго «залипнуть» у экрана. Включая телевизор, мы на время «выключали» себя из реальной жизни.

У наших детей перспектива еще печальнее. Над их «порабощением» работает целая индустрия профессионалов: бесконечные сериалы сменяют друг друга на специально созданных детских каналах.

Выключенный из опыта взаимодействия с реальным миром ребенок:

  • НЕ проходит важные стадии развития крупной и мелкой моторики,
  • НЕ тренирует пространственные представления и способы взаимодействия с различными предметами,
  • НЕ развивает свой эмоциональный и социальный интеллект (это возможно только при живом общении, когда есть пример для подражания и наработка личного опыта путем проб и ошибок).

В итоге наши подросшие дети не умеют общаться и взаимодействовать с миром и социумом, транслируя признаки социального аутизма. Более того, подрастающее поколение имеет размытую, зачастую искаженную и не свойственную нашей культуре систему ценностей. Наши дети перестают быть нашими.

Готовы ли вы платить такую цену за час личного времени?

Как влияют современные мультфильмы на детскую психику

  • Дети до 3 лет не способны понять смысл мультфильма, но приобретают раннюю зависимость от мультипликационного контента

Мультипликационная индустрия завлекает родителей малышей, обещая супер-развивающий контент, который сделает из их чада вундеркинда. Но это лишь маркетинговый ход.

Психика ребенка раннего возраста устроена так, что он с одинаковым вниманием будет смотреть любой контент. При этом понимание причинно-следственных связей у него еще не сформировано.

Младенец не способен осмыслить представленный видеоряд, но у него формируется ранняя зависимость от быстрой смены ярких образов и громких звуков. На отъем гаджета он будет реагировать истерически.

Так что вундеркинда вы не дождетесь, а мультипликаторы получат нового адепта своей продукции. 

  • Просмотр мультфильмов в раннем детстве тормозит развитие коры головного мозга

Быстрая смена кадров замедляет развитие корковых отделов головного мозга. От этого нарушается формирование коммуникативных навыков и координация движения. И не спрашивайте, почему ваши теледетки вялые, неуклюжие и не хотят общаться. Надеемся, теперь вы понимаете, что детям с задержкой психического развития современные мультики смотреть не стоит. 

  • Мультфильмы тормозят развитие речи у детей до 3 лет

Мультипликационные герои не обладают человеческой мимикой и артикуляцией.

Наблюдение за артикуляцией – важный стимул для запуска работы речевого аппарата младенца. Благодаря работе зеркальных нейронов малыш может сделать речевой перенос на себя, посылая нервные импульсы в различные зоны речевого аппарата. Так тренируется рефлекторная дуга для последующего говорения. Если телевизор заменил маму, заветное «мама» она услышит нескоро.

Не меньшее значение имеет и мимика. У мультяшных героев ее либо нет вовсе, либо она весьма скудна и условна. Всю гамму эмоций и чувств способно воспроизвести только лицо живого человека. Перед экраном телевизора эмоциональное развитие малыша неизбежно затормаживается. 

  • Мультфильмы задерживают развитие навыков самообразования

Дети часами могут смотреть мультфильмы, потому что в это время у них задействовано пассивное внимание. Так формируется пассивное отношение к жизни: ребенок убежден, что его все и всегда должны развлекать. Он утрачивает инстинкт активного взаимодействия с миром, поиска информации, установления причинно-следственных связей, фантазирования – за него это делает команда мультипликаторов.

Photo by JESHOOTS.COM on Unsplash

Такой ребенок вне мультипликационного контекста ничем не может себя развлечь и занять, с возрастом переходя от мультиков к просмотру сериалов и роликов видеоблогеров. 

  • Длительный просмотр мультфильмов истощает нервную систему ребенка

Яркие образы и громкие звуки, быстро сменяющие друг друга, сильно перегружают неокрепшую нервную систему ребенка. Бесконечно сменяющиеся фазы возбуждения и торможения изматывают детский мозг.

После длительного просмотра мультфильмов дети могут демонстрировать прямо противоположные реакции. С одной стороны, это может быть гиперактивность и агрессия (капризы, истерика с требованием продолжить просмотр, негодование из-за завершения серии с разбрасыванием предметов, беганием и валянием по полу, истерический смех). С другой стороны, можно наблюдать заторможенность, вялость, подавленность. В любом случае, это звоночек для родителей: пощадите своего ребенка, ограничьте просмотр мультфильмов в пользу полезных развивающих занятий.

Понятно, что детям с нестабильной психикой, навязчивыми движениями (тики, заикание) просмотр мультфильмов необходимо резко ограничить, а по возможности исключить вовсе.

  • За просмотром мультиков дети перестают слышать сигналы собственного тела

Во время просмотра интересного мультфильма внимание ребенка сконцентрировано исключительно на видео- и звукоряде. Поэтому он может забывать о времени, голоде, жажде; не слышит обращенную к нему речь, не чувствует позывов на мочеиспускание и стул. Ребенок реже моргает, из-за чего формируется синдром «сухого глаза». Иногда не воспринимаются даже болевые импульсы. Ребенок как будто бы выходит из своего тела, выпадает из реальности. 

  • Искаженное восприятие реальности

В поисках новых форм мультипликаторы зачастую создают образы, весьма отдаленно напоминающие объекты реального мира. Ребенок, получающий сведения об окружающем мире через такое «кривое зеркало», едва ли отличит козу от коровы. Зачастую это вообще фантастические создания, и малыш убежден, что они существуют в реальности.

Нередко в руки малышей попадет смартфон или планшет. Ребенок привыкает к тому, что он может остановить просмотр, промотать события вперед или назад. Это искажает восприятие реального времени: ребенок не учится слышать его ритм и понимать ценность каждого мгновения; не понимает, что такое пунктуальность и зачем она нужна. А игры, в которых герою дается несколько жизней, и вовсе опасны для детского сознания. Ребенок начинает воспринимать реальную жизнь со всеми ее рисками и опасностями как игру, в которой у него всегда есть второй шанс. Так происходит обесценивание собственной и чужой жизни.

Современные дети мастерски обращаются с гаджетами, но не умеют справляться с бытовыми задачами. Психологи описывают случаи, когда маленькие дети, глядя в окошко, пытались увеличить отдаленный объект, раздвигая участок стекла пальцами, будто это экран смартфона!

Проводя часы за телевизором, ребенок лишает себя возможности проприоцептивного развития. Без разнообразного взаимодействия с окружающим миром он не тренирует связи с собственным телом, ощущение себя в пространстве, пространственное мышление. Поэтому со временем юный землянин может начать воспринимать окружающий мир настороженно и даже враждебно; будет нарастать тревожность и неуверенность в себе – ведь он подобен инопланетянину, который «не заякорился» на здешней почве. 

  • Чужие и сомнительные ценности

Современная мультипликация закладывает в мультфильмы самые разнообразные смыслы, которые порой могут иметь эффект неразорвавшейся бомбы.

Photo by Road Trip with Raj on Unsplash

Детское сознание обладает важными особенностями, которые необходимо учитывать при формировании мультипликационного контента: морально-этические и нравственные установки у ребенка находятся в стадии формирования, а значит, они очень подвижны; критическое мышление еще не развито, а подражательность выражена чрезвычайно (как основная форма обучения).

Поэтому ребенок будет учиться у мультипликационных героев, особенно, если они ему симпатичны. Взрослому важно отслеживать, какие смыслы транслируют персонажи. Анорексичные субтильные героини могут сформировать неправильное отношение к собственному телу; харизматичные брутальные типы – тягу к соперничеству, агрессии и эгоизму; персонажи с размытыми гендерными признаками – половую дезориентацию. Мультфильмы зарубежного производства могут нести элементы чуждой нам культуры, которые будут затруднять формирование национальной самоидентичности.

В современных мультфильмах хорошо читается сексуальный подтекст, скрытая и явная агрессия, пропагандируется потребительское отношение к жизни. Вот почему мы должны быть осторожны, предоставляя своего ребенка в распоряжение телевизионной няньки.

В следующей статье поговорим о том, чем заменить просмотр мультфильмов для целостного развития ребенка без вреда для его психического и эмоционального здоровья. Что делать, если без мультиков никак?

Если вам близко естественное родительство, без химии и стрессов, приглашаем вас записаться на курс «Гомеопатия для каждой мамы». Гомеопатия, как никакая другая медицинская система рассматривает человека в целом, в совокупности дух, душа, тело.  Научитесь растить ребенка здоровым на всех трех уровнях.


Перейти к онлайн-курсу

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Альфагомеопатия Контакты:
Адрес: Порядковый переулок, 21 Москва,
Телефон:8 (925) 772-80-84,