Регистрация
Иной взгляд на вопросы здоровья, красоты, беременности, родов, воспитания детей. Для тех, кто ищет и умеет видеть альтернативу.

Что делать, если ребенок не говорит?

Photo by Juan Encalada on Unsplash

Нелегка доля родителей юных молчунов. Их терзает нарастающая тревога, подкрепляемая наставлениями “бывалых”, которые варьируются от “Не горюй, перерастет” до “Проверьтесь на аутизм”…

Когда можно отпустить ситуацию, а когда пора звонить во все колокола, читайте в этой статье.

Немного статистики

Поздноговорящие дети – явление довольно распространенное. Около 15-25% малышей страдают какой-либо формой расстройства общения. В большей мере это характерно для мальчиков, которые по своей природе развивают языковые навыки несколько позже, чем девочки.

В целом, поздноговорящим ребенком можно назвать малыша, если он говорит менее 10 слов в возрасте от 18 до 20 месяцев или менее 50 слов в возрасте от 21 до 30 месяцев.

Эталон речевого развития подразумевает соблюдение следующих этапов:

  1. До года ребенок должен начать ворковать и лепетать, подражая звукопроизношению родителей. В его арсенале присутствуют все согласные звуки алфавита.
  1. В 12 месяцев малыш должен произносить отдельные слова, понимать и выполнять простые просьбы, такие как “Дай мне игрушку”, “Иди ко мне”.
  1. В 2 года дети в норме могут говорить предложениями из 2-3 слов. Они без проблем повторяют услышанные слова и выполняют простые инструкции.
  1. В 3 года ребенок способен следовать инструкциям в 2-3 шага. Он без труда распознает все предметы и картинки. Хорошо понимает собеседника. Речь развита настолько, что ее понимает даже посторонний слушатель.
  1. Photo by Stephen Andrews on Unsplash

    В 4 года дети способны задавать абстрактные вопросы, например: “Почему?”. Они соблюдают основные правила грамматики языка. Речь должна быть четкой, но ребенок имеет право неправильно произносить некоторые звуки.

  1. К 5 годам дети способны пересказать историю своими словами. Они без проблем составляют предложения из 5 слов.

Но все мы знаем, что в мире нет совершенства. Однако, не всегда задержка речевого развития свидетельствует о нарушении психических функций или социального взаимодействия. И хотя дети, испытывающие трудности с разговорной речью в возрасте 2 лет, часто демонстрируют некоторые поведенческие нарушения, в возрасте от 5 до 17 лет их эмоциональный фон выравнивается до уровня сверстников. Возможно, причиной сложного поведения является неспособность адекватно объяснить или выразить свои эмоции при помощи речи.

Почему ребенок не говорит?

 В глобальном смысле ребенок может не говорить по двум причинам. Рассмотрим обе.

  1. Индивидуальная особенность развития, не связанная с патологией 

С недавних пор в научном мире появился термин “синдром Силиконовой долины”. Количество детей с поздним развитием речи неумолимо растет во всем мире. В то же время ученые заметили, что часто молчуны рождаются в семьях людей, представляющих аналитические профессии: инженеров, программистов, бухгалтеров и т.д. В этом же списке оказались музыканты и врачи.

По всей видимости, существует некая генетическая предрасположенность. Большинство детей познает этот мир социально-вербальным способом. Но есть исключения. Примерно 15% малышей делает это визуально-пространственно-аналитическим способом. Эти ребята испытывают трудности с речевым, а иногда и эмоциональным развитием, но проявляют недюжинные аналитические способности, имеют склонность к естественным наукам. Это мужская природа мозга. Вычислить такого маленького гения несложно с пеленок, ведь он:

Photo by Caleb Woods on Unsplash

  • чрезвычайно искусен в решении головоломок;
  • легко находит нестандартные решения (как выбраться из кроватки, где спрятаться и т.д.);
  • прекрасно ориентируется в пространстве;
  • склонен к аналитике (допытывается, как что устроено);
  • имеет несокрушимую волю;
  • часто бывает левшой;
  • иногда учится читать быстрее, чем говорить и ходить на горшок.

Подобный тип развития имеет название «синдром Эйнштейна». Знаменитый физик не говорил до 3 лет, в 9 лет все еще испытывал трудности речевого общения, но имел при этом  блестящие аналитические способности и склонность к естественным наукам.

В этой ситуации важно не навредить. Зачастую такие дети становятся заложниками своих высокоинтеллектуальных родителей. Последние имеют знания и средства, способны оплатить лучших психиатров, которые с готовностью припаяют ребенку какой-нибудь «интересный» диагноз.

Наилучшей стратегией здесь будет терпение, любовь и созидание богатой речевой среды для ребенка:

  • Научитесь взаимодействовать на уровне ребенка – садитесь на пол и играйте с ним, больше разговаривайте, вместе читайте книги.
  • Мягко и ненавязчиво погружайте малыша в речевую среду. Это может быть компания в песочнице или на детской площадке, посещение каких-либо мероприятий.
  1. Физические или психические патологии

 Если ребенок к началу школы все еще имеет проблемы с речевым развитием, это может свидетельствовать о физической и психической патологии. Но не стоит ждать так долго. Лучше заранее исключить такую вероятность или оказать помощь на раннем этапе развития в случае необходимости. Каковы же причины позднего развития речи ребенка?

  • Photo by Caleb Woods on Unsplash

    Проблемы со слухом 

Если ребенок не способен адекватно воспринимать обращенную речь, не стоит ждать от него нормального речевого развития. Более того, такое нарушение может спровоцировать проблемы с обучением в школе, ведь устная речь является основой всех академических знаний.

Если у вас есть подозрения, что ребенок вас не слышит, обратитесь к аудиологу для проверки слуха. Решив вопрос со слухом, воспользуйтесь услугами логопеда, который поставит ребенку правильное произношение.

  • Аутизм 

Довольно часто расстройства аутистического спектра сопровождаются нарушениями со стороны речи. Это может быть мутизм (отсутствие речи) или нарушение грамматического строя языка. Речь может быть скудной, в ней отсутствуют спонтанность и ситуативность. Она часто сводится к цитированию определенных текстов, в ней могут присутствовать эхолалия и вокализации. Особенно внимательными надо быть родителям в случаях, если до полутора лет речевые навыки ребенка развивались, а далее начали регрессировать и угасать.

Помимо речевых особенностей аутиста выдают такие симптомы, как избегание прямого глазного контакта, стереотипии, расстройство сенсорной интеграции и обработки информации, нарушение социального общения и эмоционально-волевой сферы и многое другое. Здесь как раз необходимо ранее вмешательство и коррекция.

В науке существует мнение, что подобные нарушения могут быть спровоцированы воздействием на мозг ребенка тяжелых металлов, прежде всего ртути. Вы должны знать, что соединения ртути входят в состав многих детских прививок в качестве консерванта.

  • Умственная отсталость 

Задержка речевого развития также может быть индикатором разных форм умственной отсталости. Как и в случаях аутизма, здесь необходимы ранняя диагностика и коррекция.

Вывод: поскольку причины задержки речи могут иметь различную природу, мы рекомендуем вам внимательно наблюдать за ребенком. Если есть тревожные звоночки – пройдите обследование и получите консультацию специалиста. И независимо от того, выявите вы основания для переживаний или нет, окружите ребенка любовью и вниманием, создайте ему комфортные и доверительные условия  для погружения в речевую среду.

Мы стремимся расширять кругозор наших читателей в области сохранения и преумножения здоровья. Специально для вас мы создали курс «Гомеопатия для каждой мамы», который поможет вам находить нестандартное решение стандартных проблем.


Перейти к онлайн-курсу

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Альфагомеопатия Контакты:
Адрес: Порядковый переулок, 21 Москва,
Телефон:8 (925) 772-80-84,